392008, г.Тамбов, Моршанское шоссе, д. 14а
                     Тамбовский филиал


Профессиональная проба для учащихся 9-х классов
«Профессиональная деятельность судьи»


Организация-разработчик: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Тамбовский филиал РАНХиГС
Авторы-составители:  Алехина Ольга Михайловна, доцент кафедры правовых дисциплин Тамбовского филиала РАНХиГС, к.ю.н., доцент
Область применения программы профессиональной пробы: Юриспруденция (науки об обществе)

Программа профессиональной пробы знакомит учащихся 9-х классов с практической деятельностью судьи в судебном процессе. Судьи защищают права, свободы и законные интересы граждан. Профессия судьи имеет высокую социальную значимость и престиж.
В ходе профессиональной пробы школьники смогут принять участие в деловой игре «Суд идет!» и выступить в качестве члена коллегии судей. Они познакомятся с иными участниками процесса (адвокат, прокурор, помощник судьи, секретарь судебного заседания, судебный пристав, истец, ответчик, свидетель, в роли которых выступают студенты филиала). Деловая игра проходит в специальном учебном кабинете - Зале судебных заседаний. Участники готовят проект искового заявления, судебного решения, облачаются в мантию судьи и др. Интересное и занимательное путешествие в мир юриспруденции позволит осознанно подойти к выбору дальнейшей профессии судьи. Продолжительность программы:
Программа рассчитана на 8 часов в группах численностью 5-15 человек

Пояснительная записка

Профессия судьи в современном многополярном мире является одной из самых востребованных и высокооплачиваемых. Сегодня судья - это профессионал в области права, прекрасно ориентирующийся в современном законодательстве и отлично применяющий нормы права на практике в различных сферах общественной жизни: семейной, коммерческой, корпоративной, интеллектуальной, трудовой, жилищной и др. Кроме того, профессия судьи требует наличия целого комплекса деловых качеств: ответственности, самостоятельности, решительности, целеустремленности,  справедливости, эрудированности, стрессоустойчивости и иных.
Целью программы  профессиональных проб является генерирование у школьников, обучающихся в 9-х классах, интереса к профессии судьи в различных её проявлениях, содействуя их профессиональному самоопределению через вовлечение в профессию и раскрытию её основных качеств и свойств. 
Задачи программы:
сообщение базовых сведений о профессиональной юридической деятельности судьи;
моделирование ключевых элементов профессиональной деятельности судьи;
выявление интересов учащихся к практической юридической деятельности судьи;
формирование у школьников реалистичных представлений о своих личностных и деловых качествах и соотнесение их с профессиональными требованиями к представителям указанной профессии; 
оказание учащимся психолого-педагогической и информационной поддержки в выборе профессии судьи;
определение уровня готовности учащихся к профессиональному самоопределению, содействие профильной ориентации школьников в мире правовых знаний и помощь в построении индивидуальной траектории в обучении профессии судьи.
Профессиональная проба рассматривается как средство актуализации профессионального самоопределения, активизации творческого потенциала  и личностных амбиций школьников. 
В рамках профессиональной пробы пройдут практико-ориентированные занятия на базе кафедры правовых дисциплин Тамбовского филиала РАНХиГС, где учащиеся смогут не только пообщаться с профессионалами в сфере юриспруденции, но и попробовать собственные силы в рамках избранной профессии, посредством активного участия в интерактивных формах, в том числе деловой игре. 
В процессе профессиональных проб учащиеся смогут познакомиться с ключевыми аспектами профессии судьи, приобрести начальные навыки юридической судебной деятельности, попробовать себя в составлении юридически значимых документов и примерить на себя роль судьи в гражданском процессе.
Обучающиеся, освоившие программу профессиональных проб, должны овладеть следующими компетенциями:
знать правовые положения, определяющие конкретную область профессиональной деятельности судьи;
осознавать взаимосвязь и значение психологических особенностей юридической деятельности, специфику делового общения и этику работы судьи;
знать основные правила подготовки юридически значимых документов и ведения судебного процесса;
уметь устанавливать связь между учебными предметами, профессиональным образованием и трудовой деятельностью;
уметь соотносить свои личностные характеристики и деловые качества с требованиями профессии судьи;
приобрести первоначальные навыки соотносить окружающие обстоятельства и факты с нормами законодательства, грамотно и точно квалифицировать их;
уметь принимать правовые решения и совершать юридически значимые действия;
уметь определять свой уровень зрелости и готовности к выбору профессии;
владеть простейшими действиями в сфере судебной защиты прав и свобод;
владеть первоначальными навыками аналитики, обобщения и систематизации правовой информации;
владеть навыками отстаивать и защищать свою точку зрения с опорой на правовую информацию.
Профессиональная проба включает моделирование судебного процесса, где каждый школьник входит в качестве члена в коллегию судей. Между другими участниками деловой игры - студентами филиала -  распределяются роли иных субъектов судебного разбирательства. 
На этапе моделирования юридической деятельности в рамках профессиональной пробы виды профессиональной деятельности представителя изучаемой профессии от начала деятельности до получения завершенного ее продукта (выполнение функциональных, должностных обязанностей, анализ влияния внешних и внутренних факторов и т.п.) разделяются на несколько циклов: от ознакомления с особенностями профессии и ее представителями до моделирования практических ситуаций.
Подведение итогов включает обсуждение того, какими начальными профессиональными навыками овладели школьники и с какими сложностями они столкнулись при участии в профессиональной пробе.
Каждый цикл содержит специфические особенности изучаемого вида профессиональной судебной деятельности, демонстрирует стадии подготовки к судебному процессу (написание искового заявления, принятие его к производству) и дальнейшую его реализацию, позволяет школьникам активно поучаствовать в разработке юридически значимых документов, в том числе ведение судебного заседания, вынесение судебного решения и его оглашение.
Выделенные циклы взаимосвязаны и в совокупности достаточно полно характеризуют содержание судебной деятельности.  
Тематический план
Общая характеристика профессиональной деятельности судьи
Подготовка и подача искового заявления
Действия судьи на этапе принятия искового заявления 
Проведение судебного заседания
Вынесение и оглашение судебного решения по делу
Итоговое занятие с выявлением достигнутых результатов и проблемных вопросов
© Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Тамбовский филиал
Лаборатория  социально-политического анализа и прогнозирования .
(Мультимедийный научно-образовательный проект).
Санжаревский И.И.  2014-2020.   ©