392008, г.Тамбов, Моршанское шоссе, д. 14а
                     Тамбовский филиал


Профессиональная проба для учащихся 9-х классов
«Открытие собственного бизнеса»


Организация-разработчик: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Тамбовский филиал РАНХиГС
Авторы-составители: 
Луканкина Юлия Игоревна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Тамбовского филиала РАНХиГС;
Харламова Таисия Николаевна, доцент, кандидат экономических наук, и.о. заведующего кафедрой экономики и менеджмента Тамбовского филиала РАНХиГС
Область применения программы профессиональной пробы: Экономика (гуманитарные науки)

Программа профессиональной пробы знакомит учащихся 9-х классов с профессией «Экономист». Экономист - специалист в области экономики, эксперт по экономическим вопросам. Экономистами называют как учёных (то есть специалистов в области экономической науки), так и практиков, которые работают в области исследования, планирования и руководства хозяйственной деятельностью. Профессия экономиста востребована на рынке труда.
Участие в профессиональной пробе способствует формированию у обучающихся представления о специфике профессии экономиста, получению начальных навыков профессиональной деятельности. 
В ходе профессиональной пробы обучающимся предоставляется возможность принять активное участие в разработке, планировании и прогнозировании экономических результатов реализации бизнес-идеи и открытия бизнеса. 
Результатом участия в профессиональной пробе будет самостоятельная разработка каждым обучающимся бизнес-плана реализации собственной бизнес-идеи. Продолжительность программы:
Программа рассчитана на 8 часов в группах численностью 5-15 человек

Пояснительная записка

Экономист - специалист в области экономики, эксперт по экономическим вопросам. Экономистами называют как учёных (то есть специалистов в области экономической науки), так и практиков, которые работают в области исследования, планирования и руководства хозяйственной деятельностью. В организациях экономисты принимают участие в разработке системы бюджетирования, осуществляют контроль исполнения бюджета, а также подготовку и формирование периодической и управленческой отчетности. Должностные обязанности представителей этой профессии заключаются в исследовании, планировании и экономическом сопровождении финансово-хозяйственной деятельности компании.
Целью программы профессиональных проб является формирование у учащихся 9-х классов интереса к профессии экономиста и содействие профессиональному самоопределению обучающихся посредством погружения в профессию. 
Задачи программы:
изучить теоретические аспекты профессиональной деятельности по направлению экономика;
смоделировать процесс разработки, планирования и прогнозирования результатов реализации бизнес-идеи с позиции профессионального вклада экономиста как участника обозначенного процесса;
выявить наличие интереса обучающихся к данному виду практической деятельности;
сформировать у обучающихся реалистичные представления о своих личностных характеристиках, способностях и об их соотношении с профессионально важными качествами представителя данной профессии;
определить уровень готовности обучающихся к выбору профессии.
Профессиональная проба рассматривается как средство актуализации профессионального самоопределения и активизации творческого потенциала личности школьников. 
В рамках профессиональной пробы пройдут практико-ориентированные занятия на базе кафедры экономики и менеджмента Тамбовского филиала РАНХиГС, где обучающиеся не только смогут пообщаться с профессиональными экономистами-теоретиками и практиками, но и сами попробуют себя в избранной профессии. 
В процессе профессиональных проб обучающиеся приобретут начальные навыки профессиональной деятельности экономиста, смогут поэтапно познакомиться с экономической составляющей разработки и реализации бизнес-проектов в рамках существующих российских и мировых тенденций.
Обучающиеся, освоившие программу профессиональных проб, должны овладеть следующими компетенциями:
знать закономерности функционирования современной экономики;
уметь выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;
владеть методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных экономических моделей;
уметь планировать собственную деятельность для решения коллективных задач.
Профессиональная проба завершается презентацией разработанного плана реализации бизнес-идеи и подведением итогов с обсуждением того, какими начальными профессиональными навыками овладели обучающиеся и какие сложности они испытывали при выполнении профессиональной пробы.
На этапе моделирования профессиональной деятельности в рамках профессиональной пробы виды профессиональной деятельности представителя изучаемой профессии от начала деятельности до получения завершенного ее продукта (выполнение функциональных, должностных обязанностей, анализ влияния внешних и внутренних факторов и т.п.) разделяются на несколько циклов.
Каждый цикл содержит специфические особенности изучаемого вида профессиональной деятельности, демонстрирует стадии разработки плана реализации конкретной бизнес-идеи.
Выделенные циклы взаимосвязаны и в совокупности достаточно полно характеризуют содержание деятельности представителя изучаемой профессии.
Циклы отличаются по целям и методам, характеру деятельности, формам организации и способам выполнения предложенных заданий.
Тематический план
Специфика профессиональной деятельности экономиста
Поиск и формулировка бизнес-идеи
Понятие рынка. Методы анализа рынка
Основы бизнес-планирования
Финансирование бизнес-проекта и его экономическое сопровождение
Особенности регистрации бизнеса
Быстрое тестирование бизнес-идеи и ее дальнейшие перспективы
Итоговое занятие. Презентация разработанных планов собственных бизнес-идей
© Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Тамбовский филиал
Лаборатория  социально-политического анализа и прогнозирования .
(Мультимедийный научно-образовательный проект).
Санжаревский И.И.  2014-2020.   ©