392008, г.Тамбов, Моршанское шоссе, д. 14а
                     Тамбовский филиал


Профессиональная проба для учащихся 9-х классов
«Расследование - поиск преступника или способ достижения истины»


Организация-разработчик: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Тамбовский филиал РАНХиГС
Анапольская Алина Игоревна, кандидат юридических наук, и.о.заведующего кафедрой правовых дисциплин Тамбовского филиала РАНХиГС
Область применения программы профессиональной пробы: Юриспруденция (науки об обществе)
Программа профессиональной пробы знакомит учащихся 9-х классов с профессией «Юриста» в сфере правоохранительной деятельности, сосредоточив основное внимание на информации о работе следователя. Деятельность следователя очень интересна, многогранна и одновременно ответственна: она представляет собою процесс реализации интеллектуальных, логических, психологических и иных возможностей человека, не имеющего права на ошибку. Эта профессия востребована на рынке труда, что объясняется особым вниманием государства к правоохранительным органам, престижностью работы и социальной защищенностью сотрудников.
В ходе профессиональной пробы обучающимся предоставляется возможность на базе криминалистической лаборатории ознакомится со средствами криминалистической техники и процессом их применения в работе со следами преступной деятельности, смоделировать порядок организации осмотра места происшествия и принять участие в его проведении. В результате участия в профессиональной пробе обучающиеся приобретут начальные навыки профессиональной деятельности по расследованию преступлений, смогут самостоятельно составить протокола осмотра места происшествия.
Продолжительность программы:
Программа рассчитана на 8 часов в группах численностью 5-15 человек

Пояснительная записка

Следователь - должностное лицо, уполномоченное на возбуждение и расследование (предварительное следствие) уголовного дела, а также передачу этого дела в суд. В настоящее время должность следователя предусмотрена в Следственном комитете Российской Федерации, в органах внутренних дел и в Федеральной службе безопасности. Эта профессия востребована на рынке труда, что объясняется особым вниманием государства к правоохранительным органам, престижностью работы и социальной защищенностью сотрудников.
Целью программы профессиональных проб является формирование у учащихся 9-х классов интереса к профессии юриста в сфере правоохранительной деятельности и содействие профессиональному самоопределению обучающихся посредством погружения в профессию. 
Задачи программы:
изучить теоретические аспекты профессиональной деятельности следователя;
смоделировать основные элементы профессиональной деятельности следователя;
выявить наличие интереса обучающихся к данному виду практической деятельности;
сформировать у обучающихся реалистичные представления о своих личностных характеристиках, способностях и об их соотношении с профессионально важными качествами представителя данной профессии;
определить уровень готовности обучающихся к выбору профессии.
Профессиональная проба рассматривается как средство актуализации профессионального самоопределения и активизации творческого потенциала личности школьников. 
В рамках профессиональной пробы пройдут практико-ориентированные занятия на базе кафедры правовых дисциплин Тамбовского филиала РАНХиГС, где обучающиеся не только смогут пообщаться с профессиональными юристами-теоретиками и практическими сотрудниками следственных подразделений, но и сами попробуют себя в избранной профессии. 
В процессе профессиональных проб обучающиеся приобретут начальные навыки профессиональной деятельности следователя, смогут познакомиться с процессуальной составляющей этой профессии, с тактическими приемами производства первоначальных следственных действий, а так же выполнить простейшие операции по выявлению и изъятию следов преступной деятельности с помощью средств криминалистической техники.
Обучающиеся, освоившие программу профессиональных проб, должны овладеть следующими компетенциями:
знать специфику и особенности профессиональной деятельности юриста, его профессионального поведения и профессиональных обязанностей;
уметь оперировать юридическими понятиями и категориями, правильно составлять и оформлять юридические документы;
владеть навыками юридической квалификации фактов и обстоятельств, анализа правовых норм и правоотношений, возникающих в правоприменительной практике;
владеть методами выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступления и иных правонарушений.
Профессиональная проба завершается презентацией самостоятельно составленного протокола осмотра места происшествия и подведением итогов с обсуждением того, какими начальными профессиональными навыками овладели обучающиеся и какие сложности они испытывали при выполнении профессиональной пробы.
На этапе моделирования профессиональной деятельности в рамках профессиональной пробы виды профессиональной деятельности представителя изучаемой профессии от начала деятельности до получения завершенного ее продукта (выполнение функциональных, должностных обязанностей, составления процессуального документа и т.п.) разделяются на несколько циклов.
Каждый цикл содержит специфические особенности изучаемого вида профессиональной деятельности, демонстрирует стадии отыскания, изъятия, исследования и фиксации первоначальной криминалистически значимой информации о расследуемом преступном деянии.
Выделенные циклы взаимосвязаны и в совокупности достаточно полно характеризуют содержание деятельности представителя изучаемой профессии.
Циклы отличаются по целям и методам, характеру деятельности, формам организации и способам выполнения предложенных заданий. 
Тематический план
Специфика профессиональной деятельности следователя
Понятие и порядок применения технико-криминалистических средств и методов
Поиск и изъятие следов преступной деятельности 
Фиксация и исследование следов преступной деятельности 
Процессуальные и тактические особенности производства следственных действий
Моделирование процесса осмотра места происшествия
Составление протокола осмотра места происшествия
Итоговое занятие. Презентация процессуального документа
© Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Тамбовский филиал
Лаборатория  социально-политического анализа и прогнозирования .
(Мультимедийный научно-образовательный проект).
Санжаревский И.И.  2014-2020.   ©