• Back
    Next

Студенческий коллоквиум: «Государство как платформа: цифровое государственное управление для аналоговых людей»

Мир вокруг нас меняется с поразительной скоростью. Огромный интерес к сфере данных и растущему влиянию данных на окружающую действительность — это яркое свидетельство того, что цифровая экономика уже состоялась, как бы мы к этой борьбе за данные ни относились. Возникает вопрос, как мы этим распорядимся. Концепция «Государства как платформы» требует определенного переосмысления принципов и подходов к системе государственного управления.
С приветственным словом мероприятие открыл профессор кафедры государственного управления и гуманитарных дисциплин Тамбовского филиала РАНХиГС, доктор политических наук Игорь Иванович Санжаревский. Участие в коллоквиуме приняли студенты Тамбовского филиала РАНХиГС и студенты ТГУ им. Г.Р. Державина.
Реализация ключевых задач социально-экономического развития страны неразрывно связана с успешным внедрением цифровых технологий в управленческие, социальные и бизнес-процессы. Внедрение цифровых технологий в деятельность органов государственной власти происходило еще в начале 2000-х годов, но его нельзя назвать успешным, так как ни сама система управления, ни гражданские служащие не были к этому готовы. О проблемах построения цифрового государства в Российской Федерации рассказали Хабарова Виктория, Артёмова Виктория и Мейханиджижи Ирина,
студентки 3 курса направления подготовки ГМУ Тамбовского филиала РАНХиГС, в своём докладе ««Цифровое государство: проблемы построения в Российской Федерации».
Сейчас между нашими данными и данными, которые формально относятся к государству, по ряду причин нужны посредники, и эту функцию выполняют госорганы. Вроде бы государство предоставляет гражданам услуги, но, по сути, госорганы сами же их придумали и назвали услугами, а в реальности за ними скрывается обязанность граждан выполнять за госорганы их работу по передаче данных. В результате выстраиваются аналоговые отношения посредников между гражданами и данными. Сейчас это посредничество реализуют государственные органы, причем часть груза ложится на плечи граждан. Внедрение государства как платформы полностью убирает эту функцию, снимая ее с госорганов и избавляя граждан от этих проблем. Подробнее об этом рассказала Никитина Софья,
студентка 3 курса направления подготовки ГМУ Тамбовского филиала РАНХиГС в своём выступлении «Государственные услуги как алгоритмы, внедряемые государством в жизнедеятельность граждан и организаций».
В настоящее время наблюдаются процессы цифровой трансформации и развития цифровой экономики, что накладывает отпечаток на различные сферы жизни общества. Сфера государственного и муниципального управления также претерпевает изменения, которые связаны с технологией предоставления услуг и обеспечения взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и организациями. Население желает получать услуги в удобной форме, тратя на это минимальное количество финансовых ресурсов, времени и сил. В связи с этим на государственном уровне создана концепция по разработке и внедрению суперсервисов, которые будут обеспечивать предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном формате без личного посещения ведомства и сбора пакета документов, так как вся необходимая информация будет располагаться в цифровом профиле гражданина, а передача информации между органами государственной власти и органами местного самоуправления будет проходить при использовании межведомственного электронного документооборота. Об этом рассказал Рожнов Михаил,
студент 3 курса направления подготовки ГМУ Тамбовского филиала РАНХиГС в своём выступлении «Суперсервисы».
Государства никогда еще не имели настолько серьезных возможностей управлять процессами на основе больших объемов, данных об экономической деятельности предприятий и жизни граждан. Это создает возможности анализа и прогнозирования, но порождает также угрозы вмешательства в частную жизнь. Цифровая экономика может способствовать выравниванию экономического развития мегаполисов и отстающих сельских регионов, но также может привести к сосредоточению монопольного контроля за транзакциями в руках малого количества дата-корпораций. Риски и уязвимости, которые открываются при переходе экономики и государственного управления в «цифру», вполне сопоставимы с открывающимися возможностями. Подробнее об этом рассказала Альбина Нагина, студентка 2 курса направления подготовки Экономика (финански и кредит) ТГУ им. Г.Р. Державина, в своём выступлении «Этика и «цифра»: этические проблемы цифровых технологий».
Процессы цифровой трансформации в государственном секторе, высокая потребность в быстром создании и развитии цифровых продуктов, управлении цифровыми услугами требуют переосмысления подходов к организационно-функциональным структурам органов государственного управления, отвечающих за цифровую трансформацию, а также к составу цифровых команд. О цифровой трансформации государственного управления рассказал Кирилл Коляда, студент 3 курса направления подготовки Бизнес-информатика ТГУ им. Г.Р. Державина.
Технология блокчейн позволяет нивелировать последствия усложнения и укрупнения существующих баз данных, влияющих на снижение их защиты и повышение угрозы получения несанкционированного доступа к данным в результате массированных хакерских атак, а также на кратное удорожание обслуживания централизованных систем. О том какие возможности технологии блокчейн используются для государственного управления рассказали Александр Андрианов и Роман Сергеев,
студенты 3 курса направления подготовки ГМУ Тамбовского филиала РАНХиГС, в своём докладе «Технология блокчейн в государственном управлении».
На современном этапе в рамках цифровизации государственного управления, качественного и количественного роста данных, сбор и анализ которых лежат в основе процесса цифровизации, требуется переход к более совершенному инструментарию обработки информации, обеспечивающему выполнение государственными органами своих функций и задач, включая практику оказания государственных услуг. Инструментарий искусственного интеллекта использует принципы и подходы, аналогичные человеческому интеллекту, позволяя в автоматическом режиме обрабатывать значительные объемы данных, что обеспечивает более оперативное и релевантное решение задач по управлению государством. Это тем более важно в связи с тем, что технологии искусственного интеллекта с каждым годом совершенствуются и обладают значительным инновационным потенциалом в сфере дальнейшего совершенствования государственного управления. Подробнее про применение искусственного интеллекта в государственном управлении рассказал Максим Иванов,
студент 3 курса направления подготовки ГМУ Тамбовского филиала РАНХиГС.

Итоги коллоквиума подвёл наставник – Санжаревский Игорь Иванович.
© Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Тамбовский филиал
Лаборатория  социально-политического анализа и прогнозирования .
(Мультимедийный научно-образовательный проект).
Санжаревский И.И.  2014-2021.   ©