392008, г.Тамбов, Моршанское шоссе, д. 14а
Тамбовский филиал  РАНХиГС



Работающий студент: миф или реальность?

Живя в условиях рыночной экономики в российском обществе, мы можем отметить существенные изменения в динамике общественных отношений во всех сферах жизни общества. Значительные изменения коснулись и сферы занятости молодежи.
 Американские студенты подрабатывают в «Макдональдсах». За океаном будущий юрист считает себя счастливчиком, если ему на лето удается устроиться регистратором в адвокатскую контору.
В странах СНГ все прошлое столетие работающие студенты считались мучениками. В советское время те, кто совмещал труд с учебой, приобретали специальность практически только на вечерних отделениях вузов. Сейчас ситуация значительно изменилась.
В последнее время увеличилась доля студентов очного отделения, совмещающих работу и учебу. Это вызвано целым рядом факторов, главные среди которых:
- расширение практики коммерческого (платного) образования;
- резкое уменьшение относительной величины стипендий и сокращение числа студентов, получающих стипендию или ее отсутствие;
- уменьшение возможности помощи со стороны родителей в связи с резким сокращением реальных доходов большинства семей;
- расширение сферы платных рекреационных услуг для студентов, а также повышение доступности товаров престижного потребления (модная одежда, радиоаппаратура, гаджеты и т.д.).
Поиск работы в студенческие годы стал повсеместным явлением. В связи с этим мы в авторском аналитическом исследовании пробовали выявить ценностные ориентиры и поведение в сфере занятости студентов - специальности государственное и муниципальное управление, юристов, экономистов, менеджеров, бухгалтеров Тамбовского филиала РАНХиГС. Не вдаваясь в специфику методологии проведенного исследования предлагаем ознакомиться с основными результатами нашей работы.
 
Прежде всего, среди студентов Тамбовского филиала РАНХиГС при Президенте РФ большое количество тех, кто хотел бы найти работу или уже работает. Можно заметить, что есть связь между социально - демографическими характеристиками студентов и их потребностью в совмещении учебы и работы. Так, например студенты решаются совмещать учебу и работу чтобы иметь собственные деньги и доказать родителям, что они самостоятельны и не нуждаются в попечительстве.
 
Рис.1
Как показывают результаты исследования среди тех студентов, кто занят поиском работы или уже работает, большинство девушек - 83% (рис 2). Это довольно неожиданный результат,  так как ожидания респондентов относительно гендерного распределения работающих студентов имеют обратное распределение (рис.3).
 
Работаете ли Вы (в данный период времени)?
Рис. 2
«Как Вы думаете, кто чаще совмещает учебу с работой?»
Анализируя ответы на вопрос «С каким животным ассоциируется у Вас работающий студент? Почему?» мы сгруппировали их по главным качествам и характеристикам этих животных. В результате  первое место занимает ответ «выносливый». Второе место «нарушитель режима». Третье место «трудолюбивый». Четвертое место «агрессивный». Соответственно, если студент решился совмещать учебу с работой, то он должен обладать выносливостью, иметь силу воли для достижения поставленной целей, так как совмещение учебы и работы достаточно сложный процесс. По мнению  четверти опрошенных, работающий студент живет с нарушением биологического режима, то есть ассоциируется с совой, которая днем спит, а ночью нет. Действительно, многие студенты подрабатывают и в ночное время, забыв про отдых, а днем на занятиях засыпают. По мнению  13,8% опрошенных работающий студент является трудолюбивым и с этим не поспорить. Меньшинство респондентов все же считают, что когда студент и учиться и работает он более склонен к агрессии. Вернее было бы сказать «становится более раздражителен».
Мы предполагали, что чем старше курс обучения, тем у студентов выше профессиональная ориентация  при устройстве на работу. Занятость в квалифицированном труде в некоторой степени обусловлена разной активностью самих студентов. Недавние выпускники школ, будучи уже студентами 1 курса Тамбовского филиала РАНХиГС при Президенте РФ быстро вливаются в студенческий коллектив, благодаря проводимым мероприятиям в стенах нашей академии (яркий тому пример: «Посвящение в студенты»). Они полны сил и энергии, перед ними открываются новые горизонты, они считают, что стали гораздо взрослее и самостоятельней, ни  от кого независимы и могут делать все, что им захочется, в том числе решаются на совмещение учебы и работы. Первокурсники  еще не совсем представляют кем они будут работать получив ту или иную специальность, тем не менее, уже заняты в квалифицированном труде. На 2 курсе число работающих респондентов доходит до нуля. Это объясняется несколькими причинами. Первая из них: к студентам пришло понимание о том, зачем они поступили в ВУЗ: учиться, учиться и еще раз учиться! Вторая: ребята просто напросто разочаровались в работе, заработок не совпадает с их ожиданиями, становится меньше свободного времени, а ведь они еще так молоды. На 3 курсе студенты уже приобретают необходимые навыки, для закрепления которых необходима практика. И студенты постепенно вновь вливаются в ряды готовых совмещать учебу и работу. На 4 курсе совмещение учебы и работы вновь достигает пика популярности как и на 1 курсе. Студенты взрослеют, некоторые заводят собственные семьи, появляется необходимость их обеспечения. И только к 5 курсу мы наблюдаем спад активности студентов на рынке труда. Это быть может связано с нехваткой времени на совмещение учебы и работы, так как 5 курс самый ответственный. На данном курсе большинство студентов заняты подготовкой к государственным экзаменам, прохождением преддипломной практики и непосредственно написанием дипломного проекта (см. рис. 4).
Рис. 4
Исследование выполнили:
Тулупова Светлана, Минина Марина
Руководитель: Стаметов В.В.
© Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Тамбовский филиал
Лаборатория  социально-политического анализа и прогнозирования .
(Мультимедийный научно-образовательный проект).
Санжаревский И.И.  2014-2017.   ©